Помощь всегда рядом: как реализуется принцип наставничества в подразделениях Системы 112 Москвы
Практика наставничества в столичной Системе 112 применяется не только в отделе приема и обработки экстренных вызовов по единому номеру, но и в других структурных подразделениях учреждения. Рассказываем о некоторых из них.
Поддерживают новичков и помогают им влиться в коллектив начальник отдела мониторинга региональной системы оповещения и противопожарных систем Дежурно-диспетчерского центра Специальной службы связи, водители транспортного отдела и наставники Отдела обслуживания и ремонта Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения.
Индивидуальный подход:
Татьяна Петлякова — начальник отдела мониторинга региональной системы оповещения и противопожарных систем Дежурно-диспетчерского центра Специальной службы связи Системы 112. Она работает в структуре с марта 2020 года, а начальником отдела стала в мае 2021-го. Коллектив, который сегодня участвует в обеспечении безопасности москвичей, сложился при ее непосредственном участии.
Свои первые шаги в структурном подразделении Татьяна сделала на должности специалиста 1 класса. Вопросы противопожарной защиты и функционирования объектовых систем оповещения она изучала с нуля, по большей части самостоятельно. Поэтому неудивительно, что девушка стала не только грамотным специалистом, но и талантливым наставником с собственным подходом к этому вопросу.
— Надо обладать терпением и умением четко излагать свои мысли. В начале устанавливаешь контакт с новичком, контролируешь, чтобы он изучил всю необходимую документацию, и только потом — практика, — поделилась Татьяна.
Каждого сотрудника отдела Татьяна Петлякова обучала лично и к каждому находила индивидуальный подход. Кому-то проще изучить материал самостоятельно, а кто-то легче воспринимает его во время беседы, и это важно учитывать.
— Раньше было так: сначала объясняю, что человеку нужно сделать, как подойти к работе и к какому результату необходимо прийти. Но такой метод не всегда вел к успеху. Зачастую человек привыкал, что ему все объясняют, и переставал быть самостоятельным. Сейчас я практикую другой подход. Говорю: мне нужен вот такой результат, подумай, как ты будешь это выполнять, жду твоих предложений, а дальше обсудим, — — рассказывает специалист.
Одной из основ наставничества Татьяна считает баланс между поддержкой человека и воспитанием у него самостоятельности.
— Быть рядом и прийти на помощь, когда это нужно — так можно описать главную миссию наставника. Коллектив и руководитель всегда помогут — это знает каждый сотрудник нашего отдела. При этом важно: будучи рядом, не быть «надзирателем», поддерживать, но не ставить жесткие рамки. Тогда в людях раскрываются такие качества, о которых они раньше не подозревали, — делится начальник подразделения.
Большой опыт и внутреннее тепло:
Принцип наставничества реализуется и в транспортном отделе филиала Системы 112 Службы противопожарной защиты и объектовых систем оповещения. Каждый новый водитель обязательно выполняет два задания, которые подготавливает для него наставник — коллега с большим профессиональным стажем и опытом.
В подразделении таких мастеров своего дела двое — это Владимир Филиппов и Евгений Байдин. Евгений за рулем почти 40 лет и является примером для всех работников отдела.
Отец Евгения Байдина был военным автоинспектором, поэтому сын с малого возраста интересовался автомобилями. Как шутя говорит сам водитель, учиться ездить он начал лежа. Маленький Женя не доставал до педалей, приходилось ложиться на сидение, чтобы хоть как-то на них нажимать.
У Евгения есть водительские права всех категорий — ему «подвластны» все виды транспорта. Первыми он получил категории B и C, еще в школе. В армии прибавились еще две и свидетельство механика. Специалист продолжал учиться, потому что чувствовал: вождение — дело всей его жизни. Говоря о «железных конях» и своей работе, Евгений ощущает внутреннее тепло, поэтому и наставник из него получился отличный.
— Новый водитель стажируется в отделе 5-8 дней после трудоустройства и проходит два вида испытаний: без выезда и с выездом. Первое: сотрудник изучает документацию, инструкции. Мы с ним беседуем, чтобы убедиться, что он понял свои обязанности. Дальше — выезд. Я, как наставник-испытатель, сажусь на пассажирское сиденье и наблюдаю, как водитель ведет себя на дороге. Спокоен ли, как чувствует автомобиль, как реагирует на разные ситуации: кто-то «подрезал», кто-то резко затормозил, кто-то нахамил. Потом даю оценку по специальному листу. На «отлично» надо набрать 8-10 баллов, на «хорошо» — 7 из 10, — объясняет герой.
Управление автомобилем — всегда высокая ответственность. Это должен осознавать каждый водитель, как за рулем личного, так и служебного транспорта.
— Внутреннее спокойствие водителя зависит и от коллектива. У нас он особенный. Мы, как говорил кот Леопольд, живем дружно. Более опытные коллеги всегда готовы помочь новичкам — на то они и «старшие» водители, — подводит итог Евгений.
Наставничество в том или ином виде существует в любом учреждении и организации: старший и более опытный коллега помогает новому сотруднику адаптироваться в коллективе и влиться в процесс работы. Именно это делают мастера Системы 112. А еще они «заражают» любовью к профессии, учат самостоятельности и помогают ставить верные цели. Напоминаем, что указом Президента РФ 2023 год объявлен Годом педагога и наставника.