«Войдите в историю»: в приложении «Узнай Москву» можно увидеть воссозданные дворцы «Коломенского»
Любители истории могут изучить в деталях не только утраченные здания, но и главную достопримечательность, временно скрытую под строительными лесами.
Пользователи мобильного приложения «Узнай Москву» благодаря технологии дополненной реальности (AR) могут увидеть исторические объекты музея-заповедника «Коломенское» — дворцы Екатерины II и Александра I, не сохранившиеся до наших дней. Помимо этого, можно рассмотреть, как выглядит церковь Вознесения Господня без строительных лесов, которые скрыли ее на время реставрации.
«Воссоздание дворцов Екатерины II и Александра I идеально иллюстрирует слоган музея-заповедника “Войдите в историю”. Теперь с помощью технологий дополненной реальности посетители смогут увидеть исторические объекты, которые были давно утрачены. Раньше это было уделом историков и посетителей архивов, а теперь благодаря приложению “Узнай Москву” посмотреть на эти дворцы сможет любой желающий», — отметила Марина Люльчук, директор музея-заповедника «Коломенское».
Как увидеть здания из прошлого
Для просмотра исторических дворцов в дополненной реальности лучше отправиться в музей-заповедник «Коломенское». Это позволит представить, как ранее выглядел архитектурный ансамбль заповедника. Виртуальные объекты собраны в отдельной подборке на главной странице приложения.
«Технология дополненной реальности позволяет воссоздавать историю. Трехмерное изображение объектов можно вращать, благодаря чему пользователь может рассматривать здание со всех сторон, изучать архитектурные детали. Для максимального погружения рекомендуем отправиться на исторические места расположения объектов — они отмечены на интерактивной карте в приложении “Узнай Москву”», — рассказал Борис Фролов, заместитель руководителя Департамента информационных технологий города Москвы.
Чтобы увидеть скрытую строительными лесами церковь Вознесения Господня, надо прийти на Вознесенскую площадь, встать лицом к храму и спиной к ансамблю Передних ворот. Затем открыть страницу объекта в приложении, выбрать опцию просмотра в AR-режиме и навести камеру смартфона на храм — трехмерное изображение появится автоматически.
Лучшая точка обзора не сохранившихся до наших дней дворцов Екатерины II и Александра I — смотровая площадка музея-заповедника. Необходимо пройти чуть левее от церкви Вознесения Господня и встать спиной к Москве-реке. Церковь должна располагаться слева, а прямо перед человеком — памятная табличка. Затем нужно открыть страницу дворца Екатерины II (или Александра I) в приложении «Узнай Москву», выбрать опцию просмотра в AR и следовать подсказкам на экране.
Пользоваться технологией дополненной реальности могут гости музея-заповедника, чьи смартфоны поддерживают AR. Для просмотра объектов также необходимо разрешить приложению «Узнай Москву» доступ к геолокации и камере смартфона. Предварительно лучше обновить программу до последней доступной версии.
Кроме того, воссозданные исторические объекты можно открыть в режиме дополненной реальности, находясь в любом другом месте, — например, дома или за городом. Для этого необходимо открыть страницу описания объекта в приложении «Узнай Москву» и нажать на кнопку «Я не на месте, хочу посмотреть». В этом случае в приложении появятся подсказки, следуя которым можно увидеть здания без привязки к местоположению.
Об AR-объектах
Церковь Вознесения Господня — одно из знаковых сооружений «Коломенского». Это первая каменная шатровая церковь на Руси, возведенная предположительно в 1528–1532 годах. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного. Место для церкви выбрали на крутом берегу, где бил ключ, который считали чудодейственным. Храм — признанный шедевр мировой архитектуры и входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО с 1994 года. На момент постройки 62-метровое здание в Коломенском была самым высоким на Руси. Сейчас оно находится на реставрации.
Дворец Екатерины II располагался к северу от церкви Вознесения. Его строительство завершили к 1767 году. Здание получилось четырехэтажным, причем два нижних этажа были каменными, а два верхних — деревянными. Здесь Екатерина II провела почти все лето 1767 года, а затем приезжала сюда еще трижды — в 1775, 1785 и 1787 годах. В поездках ее сопровождали сын Павел Петрович, будущий император Павел I, и внуки Александр (будущий император Александр I) и Константин. После смерти Екатерины II Павел I посетил Коломенское лишь однажды. Несколько раз здесь побывал и Александр I. Во время нашествия Наполеона в 1812 году дворец сильно пострадал — французские войска устроили в нем пожар. Позже было принято решение не восстанавливать здание, и в 1825 году его разобрали.
На оставшемся каменном цоколе по приказу Александра I начали возводить новый дворец. Строительные работы завершились в 1826 году, уже после смерти императора. Последующие правители России Николай I и Александр II приезжали в Коломенское крайне редко, и дворец практически не использовался для проживания монарших особ. В итоге в 1872 году он был разобран за ненадобностью.
В приложении «Узнай Москву» можно увидеть в режиме дополненной реальности и другие объекты. Недавно там появились Сухарева башня и Красные ворота, а также восьмая сталинская высотка, строительство которой не было завершено.
«Узнай Москву» — совместный проект департаментов информационных технологий, культуры, культурного наследия, образования и науки. Интерактивный гид содержит фотографии и описание более 2,3 тысячи зданий, 704 памятников, 405 музеев, 486 мест, более 270 прогулочных маршрутов, а также сведения о 333 исторических личностях.
Музей-заповедник «Коломенское» — это 255 гектаров парковой территории, 13 особо охраняемых природных зон, 16 памятников архитектуры федерального значения. Здесь расположены церковь Вознесения Господня — объект всемирного наследия ЮНЕСКО в России, Домик Петра I — единственный в Москве мемориальный музей первого императора, в точности восстановленный дворец царя Алексея Михайловича, этнографический комплекс и музей деревянного зодчества. В фондах «Коломенского» хранится более 180 тысяч экспонатов, а в выставочных залах открыто около 20 экспозиций.
Внедрение цифровых решений в сфере культуры соответствует задачам национального проекта «Культура» и регионального проекта города Москвы «Цифровая культура». Подробнее об этом и других национальных проектах, реализуемых в Москве, можно узнать здесь.