«Невская перспектива»: в музее-заповеднике «Царицыно» откроется выставка авторского ювелирного искусства
На выставке можно увидеть и детально рассмотреть около 250 работ, созданных 51 художником в последние шестьдесят лет, начиная с середины 1960-х годов и заканчивая нынешним 2024 годом.
В Большом дворце музея-заповедника «Царицыно» 13 июля откроется выставка авторского ювелирного искусства Санкт-Петербурга «Невская перспектива». В экспозиции — около 250 работ, созданных 47 художниками (начиная с середины 1960-х годов и заканчивая сегодняшним днем). Это шедевры из коллекций музея-заповедника «Царицыно», Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного музейно-выставочного центра «Росизо», Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и частных собраний.
Выставка показывает развитие одной отдельно взятой школы авторского ювелирного искусства — ленинградской, которая позже стала петербургской.
— Коллекция декоративно-прикладного искусства в «Царицыне» содержит уникальные произведения ювелиров, но они редко показываются публике. Предстоящая выставка станет первой, на которой будут представлены авторские ювелирные работы времен Советского Союза и современных мастеров, демонстрируя эволюцию этого жанра. Выставка станет началом серии проектов, посвященных авторскому ювелирному искусству. В наших планах — знакомство с московской и екатеринбургской школами ювелирного дела, — отметила Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника «Царицыно».
В самом начале экспозиции рассказывается, что традицию ленинградской ювелирной школы заложила Юта Паас-Александрова. Она получила образование в Таллине у преподавателей из Баухауса, а позже работала главным художником завода «Русские самоцветы». В 1954 году Юта Паас-Александрова стала первым ювелиром СССР, принятым в Союз художников. Впоследствии в организацию вошли и другие советские ювелиры второй половины XX века. Вместе с удостоверением они получили возможность создавать авторские нетиражные предметы, работать с драгоценными металлами и выставляться в музеях.
Одна из задач выставки — исследовать феномен петербургской школы, попытаться обозначить ее наиболее характерные черты. Некоторые из авторов родились и учились в Ленинграде или Санкт-Петербурге, а другие переехали туда уже состоявшимися ювелирами, но каждый внес свой вклад в творческую жизнь города. Архитектура, история, художественные традиции — все это влияет на художников и отражается в их работах.
Важной частью выставки станет экспозиция современного искусства, созданного в традициях ленинградской ювелирной школы. Будут представлены работы петербургских мастеров, собранные в том числе в рамках открытого конкурса. Сегодня именно эти художники формируют основу ювелирного искусства будущего.
Куратор выставки — Анна Терещенкова, художник-ювелир, член Санкт-Петербургского союза художников. Выставка будет работать до 16 марта 2025 года.
Проведение выставок способствует развитию национального проекта «Культура». Подробнее об этом и других нацпроектах, реализуемых в Москве, можно узнать здесь.