Рассказ жительницы поселения Марушкинское о своем отце - герое
(на фото: Е. М. Проценко, жительница п. Марушкинское, ставшая участником акции "Бессмертный полк")
Жительница поселения Марушкинское Елена Михайловна Проценко стала участником городской акции «Бессмертный полк». В мобильной офис многофункционального центра на территории Новой Москвы она принесла фотографии, биографические данные и воспоминания о своем отце – Иванове Михаиле Дмитриевиче. Отец Елены Михайловны родился 22 сентября 1924 года в деревне Губино, Ново-Дугинского района, Смоленской области. Рос он в большой многодетной семье, в которой было 8 детей. В 1939 году Иванов Михаил уехал в Москву к старшей сестре Марии, которая работала на Кунцевском заводе. Закончив поварские курсы, смог устроиться в заводскую столовую, где и проработал до июня 1941 года. Согласно принятому Постановлению Военного совета МВО о добровольной мобилизации трудящихся Москвы и Московской области, Михаил Дмитриевич вместе с сестрой Марией записались в 1-ю пролетарскую Московскую мотострелковую дивизию народного ополчения.
Спортивный семнадцатилетний Миша был направлен в школу младших командиров, 27 июля 1941 года он принял присягу. По окончании школы, ему присвоили звание младший сержант и направили на должность командира отделения в 169 стрелковый полк. В том же году он вступил в ряды коммунистической партию. Четыре долгих года носила солдатская судьба Михаила Дмитриевича по фронтовым дорогам. Он принимал участие в битвах под Москвой, Ржевом, Ельней. Освобождал Белоруссию, Литву, Польшу. Когда дивизии было присвоено звание – Гвардейской – ему было присвоено звание – гвардии сержант. Ратный путь дивизии отразился к концу войны в её названии – «1-я Гвардейская Пролетарская Московско-Минская ордена Ленина, дважды Краснознаменная, орденов Суворова II степени и Кутузова II степени мотострелковая дивизия». Эта дивизия входила в состав 11-й Гвардейской армии, которая воевала на 3-м Белорусском фронте. Михаил Дмитриевич рассказывал о своей службе на передовой, о службе в разведке. Вследствие того, что он проходил службу и в 152 отдельной роте охраны штаба 11-й Гвардейской армии, он встречал на своем солдатском пути многих полководцев ВОВ: генерала армии Черняховского И.Д.; сопровождал в составе охраны на передовую командующего 3-го Белорусского фронта – И.Х.Багромяна. Очень запомнилась ему встреча на передовой с Леонидом Утесовым, который приезжал на фронт с концертной группой.
За время боев за нашу Родину он был несколько раз тяжело и легко ранен, но сразу после госпиталей возвращался на фронт. Свое последнее тяжелое ранение он получил в сражении за взятие города-крепости Кенигсберг – главной крепости Восточной Пруссии. Город-крепость гитлеровцы считали неприступной. Город-крепость гитлеровцы считали неприступной. За всю войну не встречались ещё такие укрепления, которые были созданы в этой крепости. Перед захватом этой крепости надо было форсировать реку Прегель. На штурм города-крепости Кенигсберг была брошена 11-я Гвардейская армия. 1-й Гвардейской Пролетарской Московско-Минской дивизии была поставлена задача овладеть замком Кенигсберг, резиденцией Прусских королей. Замок защищался специальным офицерским отрядом 69-й пехотной дивизии противника. Штурм города-крепости начался – 06 апреля 1945 года. На второй день ожесточенных боев – 7 апреля 1945 года – после форсирования реки Прегель – Михаил Дмитриевич был тяжело ранен пулеметной очередью:
- пулевое ранение правого плеча;
- пулевое ранение локтевого сустава левой руки, кости плеча;
- пулевое ранение правого бедра.
Он был настолько изранен, потерял столько крови, что посчитали его умершим. Его случайно по стону обнаружили уже в подвале, куда сносили всех убитых. Эти ранения влекли за собой ампутацию обеих рук и ноги. Хирург, который оперировал его, на свой страх и риск ампутировал ему только правую руку. В последующем Михаил Дмитриевич часто с большой благодарностью вспоминал этого врача.
Город-крепость Кенигсберг был взят советскими войсками на 4-й день боев – 09 апреля 1945 года. Когда Михаил Дмитриевич находился на излечении в госпитале, его нашла сестра Мария, которая служила в этом госпитале. В дальнейшем она вместе с госпиталем была переброшена в Китай, где участвовала в войне с Японией.
Ратные подвиги Михаила Дмитриевича были отмечены следующими наградами:
- орден Славы III-ей степени;
- орден Красной звезды;
- орден Отечественной войны I-ой степени;
- двумя медалями «За отвагу»;
- медалью «За боевые заслуги»;
- медалью «За оборону Москвы»;
- медалью «За взятие Кенигсберга»;
- медалью «За Победу над Германией в ВОВ 1941-1945 г.г.»;
и юбилейными медалями.
До конца 1945 года Михаил Дмитриевич пролежал в госпитале, был демобилизован 3 января 1946 года. После возращения на родную Смоленскую землю построил дом в Александрино, во время войны деревня Губино была сожжена, а отец его - Иванов Дмитрий Иванович – был повешен фашистами за связь с партизанами.
На протяжении всей своей жизни он не прекращал трудиться: после войны работал в доме отдыха Александрино в бывшем поместье князя Лобанова-Ростовского. В 1958 году переехал в Московскую область в д. Марушкино. Вместе со своей женой – Ивановой Тамарой Ивановной построили дом и воспитали пятерых детей. Несмотря на тяжелые ранения – инвалид ВОВ 1-й группы продолжал трудиться до 1996 год. Последние годы работал в ОПХ «Толстопальцево» комендантом д. Марушкино. Ушел на домашний покой, когда уже серьезно заболел.
Жители д. Марушкино относились к нему с большим уважением и добрым словом вспоминают его и в настоящее время. Умер Михаил Дмитриевич 09 марта 1998 года, похоронен на кладбище Большое Свинорье, поселение Марушкинское, где спустя четыре года была похоронена и его жена Иванова Тамара Ивановна.